Новый материал

В начале XIX в. в Сергиевом Посаде появился новый материал — папье-маше, который сразу стал необычайно популярным среди кустарей-игрушечников.

Папье-маше, мягкий пластический материал, изготовленный из смеси бумаги, картона, клея, иногда с добавлением других компонентов, обладал многими ценными качествами для игрушечного производства, прежде всего, дешевизной, скоростью обработки, простотой и универсальностью лепки.

Вожак с медведем — каталка.  А.А. Рыжов. 1880е гг.
Вожак с медведем — каталка.Папье-маше, дерево. А.А. Рыжов. 1880-е гг. «Советская Россия», CC BY-SA 4.0

Появление этого материала и простота изготовления из него игрушек позволили кустарям расширить и разнообразить тематику игрушечных образов и резко увеличить производство. 

Игрушки из папье-маше частично заменили изделия, сделанные из традиционных материалов: дерева, керамики, кости, камня, при этом во многом сохраняя их внешний вид. 

Использование в «потешном» промысле папье-маше  приняло массовый характер. Вскоре сергиевской лепной бумажной игрушке узнали по всей России и даже  за границей.

Болвашки

С появлением папье-маше изменился характер резного промысла, спрос на резные деревянные фигурки уменьшился, но зато резчики по дереву стали получать новые необычные заказы. Для изготовления игрушек из папье-маше понадобились специально вырезанные из дерева тематические заготовки-основы — «болвашки».

«Болвашки» — важный элемент в производстве игрушек, который, по сути, создавал их образ. От того, как выполнена «болвашка», зависела привлекательность игрушки для покупателей. Для изготовления «болвашек» требовалось мастерство. Важно было передать наиболее характерные черты образа, но при этом не слишком упростить и не переусердствовать с излишней деталировкой.

Кувыркан-болвашка. Собака-болвашка. А.А Рыжов. Купвыркан-турок-болвашака. Первая половина XIX в.
Кувыркан-болвашка. Собака-болвашка. А.А Рыжов. Купвыркан-турок-болвашака. Первая половина XIX в. «Советская Россия», CC BY-SA 4.0

К изготовлению «болвашек» были привлечены самые талантливые посадские резчики: Ф.В. Челпанов, Н.И. Рыжов, изделия которых служили основой для изготовления игрушек из папье-маше долгие  десятилетия вплоть до распада СССР и дошли до нас.

Кормилица. Конец XIX–начало XX вв. Кошка с собакой на «пищике». Вторая половина XIX в. Лисички на «пищике». 1918-1919 гг.
Кормилица. Конец XIX–начало XX вв. Кошка с собакой на «пищике». Вторая половина XIX в. Лисички на «пищике». 1918—1919 гг. Другие города

Тематика болвашек была различной. Среди болвашек первой половины XIX в. были кормилицы, неваляшки, птицы и кони, во второй половине  XIX в. появились львы, пудели, левретки.

Мастера выполняли целые серии игрушек: домашних птиц и животных (петух, кошка, собака, корова), зверей местных и «заморских».

Лев на «пищике». Конец XIX–начало XX в.
Лев на «пищике». Конец XIX–начало XX в. «Советская Россия», CC BY-SA 4.0

Особой популярностью пользовались бытовые темы и сюжеты: гусар и барышня, цветочница, солдат, пастушок, дворник.

Самыми популярными игрушками были кони (их было более 30 образов), которых расписывали, добавляя седло и сбрую, делали на колёсах и каталках для удобства игры. 

К конце XIX в. в Сергиевом Посаде насчитывалось более 7000 образцов лепной игрушки. 

Кустарные производства

В Сергиевом Посаде появилось множество кустарных  производств лепной сергиевской игрушки: Кузьмичёвых; Бочковых, Москвиных, Дурновых, Чватовых-Шумихиных. Изготовление игрушек из папье-маше — трудоёмкий процесс, в котором участвовали целые семьи.

Мальчик и петух — на «пишике». Вторая половина XIX в.
Мальчик и петух — на «пишике». Вторая половина XIX в. «Советская Россия», CC BY-SA 4.0

Технологически процесс изготовления выглядел следующим образом. Сначала «болвашку» обвёртывали мокрой бумагой, на которую постепенно слой за слоем наклеивали бумагу или картон, пока не получалась достаточно твёрдая основа игрушки.

Пуделёк на «пищике». Вторая половина XIX в.
Пуделёк на «пищике». Вторая половина XIX в. «Советская Россия», CC BY-SA 4.0

После этого заготовку сушили и разрезали пополам, чтобы удалить «болвашку». Далее половинки игрушки склеивали, грунтовали, иногда наносили левкас, шкурили, расписывали красками, «серебрили» и «золотили» алюминиевым или бронзовым порошком, покрывали толстым слоем лака. После сушки яркие игрушки несли на рынок.

Особенности лепной игрушки

Рыночная привлекательность

Из папье-маше получалась броская, яркая, выразительная и лёгкая скульптурка-игрушка, привлекательная для детей по своему прямому назначению — для игры, и для взрослых в качестве «комодной игрушки», популярной в XIX-начале XX вв. в интерьерах средних сословий.

Анимация и озвучивание

Папье-маше обогатило игрушку новыми ценными качествами. Легкость материала позволила формировать более крупные игрушки, которые можно было оснащать механизмами движения и звука.

Так появились лепные игрушки с движением:

  • «на ящиках» (при повороте ручки шкатулки персонажи двигались);
  • «кувырканы» (неваляшки с грузом у основания);
  • «перевёртыши» (при нажатии рычага молодуха вдруг превращалась в старуху),

а также звуковые игрушки:

  • «гремучие» шары (погремушки),
  • игрушки на «пищике» (при нажатии на меха в нижней части фигурки животного или птицы раздавался характерный писк),
  • «гусельки» (натянутая внутри струна, издающая звук при  вращении ручки).
Кошка на «пищике». Вторая половина XX в., Мяч «гремучий» — погремушка. Начало XX в.
Кошка на «пищике». Вторая половина XX в., Мяч «гремучий» — погремушка. Начало XX в. «Советская Россия», CC BY-SA 4.0

Простые и эффектные приспособления обычно вставляли в пустотелые игрушки или в специальные ящики.

Движение и звук не только привлекали внимание покупателей, но и придавали изделиям особый характер, создавали цельный образ.

Сергиевская игрушка из папье-маше отразила многие стороны русской жизни. Среди игрушек встречаются изображения людей различных профессий. Очень часто в игрушке появлялись ярмарочные темы и сюжеты.

В наше время

В наше время сергиевские лепные игрушки из папье-маше очень редки. Их можно увидеть в основном в музеях, на выставках и в частных коллекциях.

Их также изготавливает Александр Николаевич Варганов, известный мастер старосергиевской маховой резьбы по дереву. 

У него в запасе имеются старые «болвашки», но, поскольку он и сам искуснейший резчик, Александр Николаевич вырезает и новые заготовки. 

Пудель. Сергиевская игрушка из папье-маше. А.Н. Варганов. Сергиев Посад. 2018 год
Пудель. Сергиевская игрушка из папье-маше. А.Н. Варганов. Сергиев Посад. 2018 год Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Мастер бережно продолжает традицию,  создаёт максимально близкие к старым оригиналам игрушки. Популярны его «Пудель » и «Лев», «Гусар и барышня», «Котик, чешущий за ухом», «Цветочница» и многие другие поделки из папье-маше.

К новым образам мастер подходит очень аккуратно и серьёзно. Для него важно сохранять традицию и органичность образов сергиевской лепной игрушки. Некоторые образы приходят из жизни, некоторые создаются совместно с другими.

Известный трёхмерный образ «Троице-Сергиевской лавры» с колокольным звоном был подсказан Варганову Виктором Яковлевичем Соловьёвым, известным искусствоведом, директором Сергиевского музея игрушки.

Свято-Троицкая Сергиева лавра с колокольным звоном. Сергиевская игрушка из папье-маше. А.Н. Варганов. Сергиев Посад. 2014 год
Свято-Троицкая Сергиева лавра с колокольным звоном. Сергиевская игрушка из папье-маше. А.Н. Варганов. Сергиев Посад. 2014 год Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Соловьёв тогда сказал Александру Николаевичу, что мы живём в необычном месте, образ которого нужно увековечить и в изделии из папье-маше.

Совместно два гениальных человека разработали и воплотили новую трёхмерную скульптуру из папье-маше и приспособили внутри колокольчик, издающий мелодичный звук.