Тульская городская игрушка
Тульская городская игрушка возникла как промысел в XIX веке в слободе Большие Гончары города Тулы и просуществовала до революции, но затем была забыта.
Восстановлением и развитием тульской игрушки в настоящее время занимаются Ирина Дмитриевна Бежина и Ольга Алексеевна Андреева. Следуя традиции, они стали воплощать в своих игрушках образы зажиточных горожан XIX–XX вв. Тогда это было связано с появившейся модой на фарфоровые статуэтки. Подобное явление «барыни и гусара» наблюдалось в Сергиевской маховой резьбе в г. Сергиев Посад, примерно в то же время.
Тульская городская игрушка не отличается многообразием сюжетов: это барыни с зонтиками, гуляющие и танцующие пары, амазонки и наездники, доярка с коровой, пеленальщица, монахи и монахини. Фигурки имеют своеобразную пластику — их туловища вытянуты вверх. У них маленькие головки, широкие и высокие юбки-колоколы. Эти пропорции придают куклам изящество и легкость.
Игрушки, лепились из разных частей. Отдельно изготавливали юбку с туловищем, головку с шеей и руки. Костюмы фигурок украшались оборками и рюшками. Отдельно лепился зонтик и прицеплялся к фигурке при помощи проволоки, которая прокалывала верхнюю часть туловища. Роспись исполнялась темперной краской пастельных тонов, имела матовую, непрозрачную поверхность.
Произведения, дошедшие до наших дней, дают наглядное представление о нарядах 1880-х годов. Условность в пластике и росписи позволяет представить облик персонажей, но не переходит в излишнюю натуралистичность. Удивительная элегантность нарядов завораживает своими фасонами и декором. Среди современных мастеров тульской городской игрушки, кроме основателей, хочется упомянуть и Любовь Михайловну Агапову, Марию Михайловну Серёгину и Юлию Валерьевну Сержантову.